menu

Юрий Айзеншпис – крестный отец российского шоу-бизнеса

Продюсер Юрий Айзеншпис был одной из наиболее значительных и влиятельных фигур в отечественном шоу-бизнесе. Благодаря Айзеншпису россияне познакомились с творчеством многих талантливых людей, которые и по сей день выпускают хиты и собирают залы. Его называли «крестным отцом» российского шоу-бизнеса, папой Карло, способным сделать певца из полена. В местах заключения он провёл 18 лет.

В 90-е бывший зэк свёл наколки, поменял железные зубы на дорогие виниры, начал носить элегантные костюмы. Но тюремные замашки никуда не делись - с врагами Айзеншпис разговаривал так же, как с однокамерниками в колонии строгого режима.

Родители Айзеншписа – евреи. Мария Михайловна - коренная москвичка. Отец, Шмиль Моисеевич Айзеншпис – польский еврей, бежавший из Польши в СССР, спасаясь от нацистов, ветеран Великой Отечественной войны.

После окончания войны Мария Михайловна и Шмиль Моисеевич трудились в Главном управлении аэродромного строительства. По тем временам семья Айзеншписов жила хорошо - в доме были телевизор и патефон с большой коллекцией пластинок.  

Маленький Юра с родителями

В 16 лет он уже устраивал полуподпольные концерты первых советских рокеров, а затем стал администратором группы "Сокол", вместе с которой даже устроился на работу в Тульскую филармонию.

В «Соколе» продюсер занимался организационными вопросами: устраивал концерты и придумывал способы заработка в условиях действия статьи УК о нетрудовых доходах. В частности, создал нелегальную схему, по которой администрация кинотеатров сама выкупала билеты на вечерние киносеансы. Потом билеты перепродавались с накруткой, кино отменялось «по техническим причинам», а вместо него выступал «Сокол». Администрация получала доход с номинальной стоимости билетов, а музыкантам доставалась хорошая прибыль с накрутки.

Юрий Айзеншпис

Поскольку музыканты много гастролировали, месячный доход Айзеншписа доходил до 1500 рублей (советские министры тогда получали всего тысячу). Еще не началась эра отечественных вокально-инструментальных ансамблей, а Айзеншпис уже начал оперировать абсолютно непонятным для простого советского гражданина словосочетанием «рок-группа», взятым из западной музыкальной индустрии.

Группа Сокол, 1965 г.

Юрий Шмильевич получил экономическое образование в Московском экономико-статистическом институте и в 1968 году поступил на работу младшим научным сотрудником в Центральное статистическое управление СССР с окладом в 115 рублей. Но на рабочем месте "мажор", пахнувший французским парфюмом, появлялся редко. Основным его доходом стали валютные махинации, а также скупка и продажа золота. Каждый вечер он контактировал с большим количеством людей - таксистами, путанами, официантами и даже дипломатами. "Объем сделок, которые я совершал, - вспоминал Айзеншпис, - доходил до миллиона долларов". Подпольному миллионеру было 25 лет.

В конце 1960-х Айзеншпис начал всерьез заниматься валютными операциями. На какое-то время он даже забросил продюсирование, потому что «валютка» приносила намного больший доход.

В 1970 году Айзеншпис был арестован за денежные махинации. При обыске в его квартире обнаружили 17 тысяч долларов и 10 тысяч рублей – гигантские по тем временам суммы денег. Подпольного миллионера посадили на 10 лет.

Суд над валютчиками в СССР

В общей сложности он провел в «местах не столь отдаленных» почти 18 лет. Часть из них – в поселении. 

Будущий продюсер был бизнесменом до мозга костей - в зоне «Красноярск-27» развернул бойкую спекуляцию чаем, сахаром и водкой. Затем стал занимать руководящие посты на местных «стройках века».

Фото из книги Айзеншписа «Зажигающий Звезды. Записки и советы пионера шоу-бизнеса»

Выйдя из заключения, Юрий Айзеншпис решил серьезно заняться музыкой. Первоначально его приютило творческое объединение «Галерея», работавшее под крылом городского комитета ВЛКСМ. Айзеншпис всегда отличался высокой коммуникабельностью и невероятной способностью к адаптации в любых условиях, быстро вошел в курс дела и вскоре отказался от патронажа, начав работать на себя.

Его первым продюсерским проектом стала группа «Кино» и ее лидер Виктор Цой. Тогда же он впервые назвал себя продюсером. Он одним из первых нарушил государственную монополию на выпуск пластинок, выпустив в 1990 году «Черный альбом» на деньги, взятые в кредит.

Музыканты группы «Кино» и Айзеншпис на презентации «Черного альбома»

Айзеншпис вознёс "Кино" до небес, собирал стадионы, устроил группе съёмку в программе "Взгляд", отбивал от бандитов. В конце 80-х у него в Ташкенте вымогали 40 тысяч рублей за то, чтобы музыканты попали в аэропорт. Но он умел договориться со всеми.

"Он из Цоя сделал машину по зарабатыванию денег, но при этом вывел его на такую ступень качества, что Виктор Цой до сих пор слушается свежее в музыкальном смысле, чем многие ныне живущие рокеры. Как он заставлял его переделывать песни, человек без музыкального образования!" - удивляется Отар Кушанашвили.

Юрий Шмильевич был продюсером таких знаменитых музыкальных групп как «Технология», «Янг Ганз», «Моральный кодекс» и «Динамит». Благодаря ему россияне узнали Линду, Влада Сташевского, Катю Лель, Никиту и поп-певицу Сашу.

Юрий Айзеншпис с участниками группы «Динамит»

Для финансирования проекта Сташевского Айзеншпис привлек хорошо знакомого ему по годам заключения криминального авторитета Александра Макушенко, которого он знал как Сашу Цыгана. Музыка оказалась привлекательным инструментом для зарабатывания больших денег.

Влад Сташевский и Юрий Айзеншпис

 

Дима Билан, покоривший Евровидение – последний и самый успешный проект продюсера

Считается, что именно Айзеншпис привел в российский шоу-бизнес "голубое лобби". Якобы сначала к продюсеру крутые приводили для раскрутки любовниц, а потом стали приводить и любовников. Ходили слухи, что именно после 17 лет, проведенных в неволе, изменились его предпочтения в плане выбора партнеров. Ему стали интересны только молодые парни (хотя Юрий и был женат). Также ходили слухи, что за решеткой предприниматель стал зависим от наркотиков. 

С женой Еленой и сыном Михаилом 

О собственных доходах Айзеншпис отзывался пренебрежительно, говоря, что зарабатывает ровно столько, сколько нужно на то, чтобы обеспечить семью и оплатить телефонные переговоры. Правда, взамен украденного Volvo он все же обзавелся двумя другими авто — Pontiac Bonneville и Ford Explorer.

Юрий Шмильевич Айзеншпис ушел из жизни 20 сентября 2005 года. Ходили слухи, что у продюсера мог быть ВИЧ. Помимо сахарного диабета его мучили гепатит С и В, а также цирроз печени.

С Игорем Николаевым

«Юра в первую очередь был бизнесменом, - считает журналист Артемий Троицкий. Но, будучи бизнесменом, он безумно любил тех, с кем он работал, просто фанатично! В этом отношении он удивительный человек. У нас до сих пор нет продюсеров такого уровня».

 

Наркотики и шоу бизнес

Особенности азиатского шоу бизнеса

Работать у короля: что говорят бывшие сотрудники Майкла Джексона о работе с ним

Большие деньги, коррупция, насилие, ложь и угрозы: все демоны скандального Чарли Шина



Источник: https://dzen.ru/media/malibu/iurii-aizenshpis--krestnyi-otec-rossiiskogo-shoubiznesa-61311a6a0c9dfe24ea50e308
Категория: Мои статьи | Добавил: Admin (31.08.2023)
Просмотров: 204 | Теги: продюсер, Виктор Цой, музыканты, Юрий Айзеншпис, истории из жизни, российский шоу бизнес, группа Кино | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar